Горячая линия службы «Ясное утро»
Психологическая помощь онкобольным и их близким. Бесплатно по России. Круглосуточно.
Проект Благотворительного Фонда Константина Хабенского

Что такое реабилитация?

Реабилитация — это активный процесс, включающий систему медицинских психолого-педагогических, социальных мероприятий как в процессе лечения, так и после его окончания, с целью максимально полного для данного индивида восстановления нарушенных вследствие заболевания функций, реализации физического, психического и социального потенциала, интеграции ребенка в социум.

Эти мероприятия направлены ,в конечном итоге, на предупреждение или снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение индивидуальной траектории развития ребенка.

Таким образом, реабилитация ребенка с онкологическим заболеванием органически связана c профилактикой инвалидности, так как направлена на предотвращение или ослабление осложнений специального лечения в период лечения заболевания и помощь ребенку в достижении максимальной физической, психической, социальной, а в последующем — профессиональной и экономической состоятельности.

Абилитация – система лечебных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития. Абилитация — очень важное направление реабилитационной работы в детской онкологии. Оно касается, в первую очередь, детей раннего и младшего садовского возраста, у которых в связи с заболеванием и лечением отмечается регрессивное поведение, отставание в физическом и ментальном развитии, нарушение формирования речи, сенсорных, двигательных и др. функций. Кроме того, у многих старших детей и подростков мы видим такую существенную социальную дезадаптацию, что в отношении них нужно говорить не только о реабилитации, но и об абилитации.

В связи с длительным и тяжелым лечением, оторванностью от общества сверстников у многих детей отмечается десоциализация – неприспособленность к жизни в обществе, несформированность навыков общения, не достаточное усвоение правил, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности, неумение идентифицировать себя с социальной группой, обществом, культурой, что препятствует личностному росту, появлению чувства заброшенности и отчужденности. Поэтому важным направлением реабилитационной работы с ребенком является социализация – процесс становления личности, постепенное усвоение и воспроизведение индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешной жизни в обществе.

Основные принципы реабилитации

  1. Реабилитация должна осуществляться, начиная с момента установления диагноза болезни, и до полного возвращения человека в общество на всех этапах – госпитальном, амбулаторном и диспансерном —(раннее начало, непрерывность, этапность).
  2. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех проблем ребенка — медицинских, психологических, социальных —(комплексность).
  3. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается, независимо от социального статуса и материального положения —(доступность).
  4. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющемуся состоянию ребенка, структуре его проблем, изменению в семейной системе и т.д. — (индивидуализированность и гибкость).
  5. Объектом реабилитации ребенка должна быть вся семья, как система, все ее члены, ближайшее окружение (семейный характер).
Важнейшим принципом и залогом успеха реабилитации является активное участие ребенка и всех членов семьи в процессе реабилитации, а не состояние пассивного «потребления» реабилитационного вмешательства.
Термин

Реабилитация (от лат. «habilis» — способность, «rehabilis» — восстановление способности) — восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Направления реабилитации

Медицинская реабилитация. Восстановление функционального состояния органов и систем организма, нарушенного в результате перенесенного онкологического заболевания и осложнений специальной терапии; лечение сопутствующих заболеваний.

Физическая реабилитация – важнейший компонент медицинской реабилитации – укрепление мышечного корсета, коррекция нарушений осанки, адаптация кардио-респираторной системы к нагрузкам, закаливание и пр., используя физиотерапию, массаж, ЛФК, кинезотерапию, аппаратную реабилитацию, лечебное плавание, активную рекреационную деятельность (спортивные и подвижные игры на воздухе), участие в спортивных соревнованиях, оздоровительное плавание и т.д.

Психологическая реабилитация – диагностика и коррекция психоэмоциональных, поведенческих и когнитивных нарушений. Онкологическое заболевание, связанное с высокой ятрогенной агрессией и длительной социальной депривацией, чрезвычайно травматично для психики ребенка и может быть квалифицировано как психотравма. Длительное воздействие эмоционального стресса травмирует неокрепшую психику ребенка, приводит к дистрессу, формирует посттравматические стрессовые симптомы (ПТСС) или синдром ПТСР, а также травматические незрелые защитные механизмы. Последствиями психотравмы являются высокая тревога, агрессия или депрессия, эмоциональные, поведенческие и соматические симптомы (часто имеющие «защитный» характер), нарушение индивидуального развития, проблемы формирования образа «Я», личностные проблемы. Токсическое действие химиотерапии и облучения, оперативные вмешательства на головном мозге вызывают нейрокогнитивные нарушения (повреждение высших нервных функций - память внимание, мышление и др.). Основными направлениями психологической реабилитации являются психодиагностика, психокоррекция, нейрокоррекция, психологическое консультирование, семейное консультирование, психологическое просвещение и психологическая профилактика.

Академическая реабилитация – это ключевой компонент, ядро социальной реабилитации ребенка школьного возраста – создание необходимых условий для успешной интеграции (реинтеграции) ребенка в школу – организация госпитальных школ и создания специальных программ академической реабилитации еще на этапе противоопухолевой терапии и помощь в возращении ребенка в школу после окончания лечения.

Психолого-педагогическая реабилитация – система диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на решение личностных и семейных проблем, развитие интеллектуальных способностей, устранение устойчивых вредных привычек и девиаций поведения. Ключевую роль играет формирование специфической педагогической среды с безусловным принятием каждого ребенка, способствующей снижению тревожности, повышению самооценки, восстановлению нормального общения со сверстниками, стимулированию познавательной активности.

Социальная реабилитация семьи - помощь в решении всего комплекса медико-социальных проблем - финансовых (в том числе, с включением ресурсов благотворительных организаций), юридических (правовая поддержка и сопровождение), жилищных, трудоустройства и пр.

Нужна психологическая поддержка?
Информация 24/7.
Бесплатно, круглосуточно, по всей России.
Телефон горячей линии:
8 800 100-01-91

Новости

«Один из самых популярных «штампов» — называть любую опухоль раком».
Борис Холодов, ведущий научный сотрудник Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева, отвечает на вопрос: «Обязательно ли, что опухоль мозга — это рак» на портале «Такие дела».
Фонд Константина Хабенского приглашает бурятских врачей на Нейроонкологический семинар
Семинар пройдет на базе Детской республиканской клинической больницы, где ведущие эксперты в сфере детской нейроонкологии прочитают шесть лекций
В Москве пройдет VIII Всероссийский Конгресс пациентов
В Конгрессе примут участие руководители профильных министерств, федеральных служб, профессиональных ассоциаций и общественных советов России