Горячая линия службы «Ясное утро»
Психологическая помощь онкобольным и их близким. Бесплатно по России. Круглосуточно.
Проект Благотворительного Фонда Константина Хабенского

«Важно пересмотреть источники ресурсов для всей семьи»: как справиться с психологическими последствиями лечения опухоли мозга

25 Февраля 2018

В издании «Домашний Очаг» вышла колонка психолога Галины Вавиловой, в которой она рассказала о том, как помочь детям с онкологическим диагнозом и их родным вернуться к нормальной жизни после борьбы с болезнью.

Юные пациенты с опухолью мозга проводят в больницах месяцы и даже годы - чаще всего вместе со своими родителями или другими родственниками. Такая длительная изоляция обычно негативно сказывается практически на всех членах семьи. После завершения лечения и детям, и их родным сложно общаться с окружающими, и это мешает им жить полноценной жизнью: «Прежде всего, семья, в которой есть такой ребенок, часто отстраняется от привычного социального окружения. Стигматизация онкологических заболеваний в России существует, это факт: люди боятся об этом говорить, боятся хоть как-то соприкасаться с этой темой. Часто такая семья чувствует, что никто не способен ее понять и поддержать. Появляется чувство изоляции. Происходит отказ от карьеры, привычных удовольствий жизни, утрата друзей и других значимых связей. Это означает, что родители остаются без ресурсов для восстановления физических и моральных сил под гнетом постоянного эмоционального напряжения», - поясняет психолог. Из этого состояния можно выйти, пересмотрев свое отношение к диагнозу ребенка и новому укладу жизни.

Самым важным и одновременно с этим самым сложным для родителей является принятие факта болезни ребенка, что теперь у него есть определенные пределы, что, возможно, он никогда не будет таким, как был до болезни, не сможет жить той жизнью, которую для него задумали родители. Когда родители слышат о принятии, они сразу воспринимают эти слова в штыки. Для них "принять" означает сложить руки, сдаться. Однако принять — это не значит сдаться, не означает остановить попытки восстановить утраченные функции, но это означает видеть, слышать, понимать и принимать своего ребенка таким, каков он есть здесь-и-сейчас, а не тем, кем он должен был бы быть и не стал. И из этой точки, только в контакте с лечащим врачом, проговаривать и принимать решения о дальнейшей реабилитации ребенка.