logo
      logomenu

      Физическая реабилитация ребенка: восстановление после опухоли мозга

      logo
      проверена редакционным советом портала Oncobrain.ru
      logo
      проверена редакционным советом портала Oncobrain.ru

      Физическая реабилитация ребенка

      Лечение опухоли мозга часто приводит к временным или постоянным нарушениям в организме. Поэтому реабилитация — важная часть восстановления, которая помогает адаптироваться к изменениям и справиться с некоторыми ограничениями. Она включает специальные упражнения и занятия, которые помогают мозгу заново учиться или перераспределять функции между разными областями. 

      Важно понимать, что вернуться к прежнему состоянию не всегда возможно. Но благодаря реабилитации ребенок сможет добиться ощутимых результатов, которые повысят качество его жизни. Мы поговорили с врачом-педиатром и реабилитологом Алексеем Корочкиным о том, почему важно начинать реабилитацию как можно раньше.

      Из-за самой опухоли или в результате ее лечения у ребенка могут появиться слабость в руках и ногах, трудности с ходьбой, сохранением баланса и координацией движений. 

      Малышу становится сложно делать простые вещи: одеваться, есть или играть. Физическая реабилитация помогает справляться с болью, онемением или другими неприятными ощущениями с помощью массажа или физиотерапии.

      Опухоль может затронуть области мозга, отвечающие за речь и глотание. И реабилитация поможет восстановить эти функции: ребенок начнет нормально есть и пить. А благодаря занятиям с логопедом справится с проблемами с речью.

      Алексей Корочкин, врач-педиатр, реабилитолог, врач-эксперт по двигательной активности в проекте «Здоровая Россия», врач ЛФК в перинатальном центре ММКЦ «Коммунарка», создатель системы тренировок для оптимизации моторики у детей и взрослых:

      — Физическую реабилитацию, или, правильнее сказать, двигательную терапию, важно начинать как можно раньше. В идеале — сразу после постановки диагноза или с момента возникновения первых симптомов, как только появились двигательные нарушения. Как правило, они могут возникнуть в дебюте заболевания. 

      Физическая реабилитация влияет и на психологический аспект. Ребенок и родители, видя прогресс, чувствуют уверенность в своих силах. В результате снижается уровень тревожности и стресса, которые связаны с болезнью. Успехи мотивируют ребенка продолжать занятия и стремиться к большей самостоятельности.

      Для оценки состояния пациента используют разнообразные методы: осмотр, двигательные тесты, шкалы, объективные исследования. Выбор зависит от конкретных нарушений и определяется индивидуально.

      План реабилитации также разрабатывают индивидуально для каждого пациента. Он основан не столько на диагнозе и методах лечения основного заболевания, сколько на текущем состоянии пациента, которое может постоянно меняться, конкретных нарушениях двигательной функции и сопутствующих заболеваниях. При этом обязательно учитывается готовность пациента сотрудничать и следовать рекомендациям врача.

      Снимок экрана 2025-06-05 151809.png

      Реабилитационные занятия лучше проводить ежедневно, а в некоторых случаях даже несколько раз в день. Иногда запланированную нагрузку распределяют в течение дня или пациенту назначают определенные виды занятий, которые логичнее проводить в разное время. Продолжительность и интенсивность занятий зависят от состояния пациента.

      Программа двигательной реабилитации начинается с решения самых важных проблем, которые могут быть не только двигательными, но и бывают, например, связаны с общим состоянием организма или болью.

      Занятия продолжаются, пока у пациента есть двигательные нарушения, и постепенно переходят в тренировки, направленные на развитие конкретных физических и психических качеств. При этом врач учитывает индивидуальные цели, задачи и особенности ребенка. Поэтому реабилитация может длиться от нескольких дней до пары лет.

      Алексей Корочкин:

      — Вопрос оценки реабилитационного потенциала вызывает много споров и обсуждений в профессиональном международном сообществе. Сейчас мы можем в первую очередь оценить серьезность повреждения. Но это не всегда точно предсказывает, насколько пациент сможет восстановиться после реабилитации. Однако у нас есть четкое понимание того, какие именно методы, упражнения и режимы тренировок мышц нужно применять, чтобы максимально восстановить моторные навыки.

      Программа упражнений учитывает возраст ребенка, темпы и последовательность развития навыков. Однако у пациентов с опухолями головного мозга эта зависимость может быть нарушена, что требует особого подхода к разработке программы реабилитации.

      Особое внимание уделяется мелкой моторике, поскольку она связана с работой обширных зон головного мозга.

      Снимок экрана 2025-06-05 151747.png

      Еще один важный компонент реабилитационной программы — развитие координации, или, точнее, координационных способностей. Тренировка моторной ловкости — сложный и многогранный процесс, который направлен на освоение новых двигательных навыков: от езды на велосипеде до спортивных упражнений. Существуют как специализированные упражнения для улучшения координации движений через развитие постурального контроля, например методика «Баланс» и тренировки на виброплатформе, так и комплексные подходы. Врачи используют стабилометрические комплексы с биологической обратной связью. Последние позволяют тренировать контроль позы и проприоцепцию в различных режимах.

      Двигательная терапия, которую проводят специалисты реабилитационного центра, фокусируется на восстановлении двигательных функций. У специалистов нет прямой цели улучшить когнитивные способности. Но физическая реабилитация может косвенно влиять на их развитие.

      Поэтому комплексная реабилитационная программа требует участия широкого круга специалистов, включая невролога, психолога, логопеда, дефектолога, нутрициолога и психиатра. А в некоторых случаях и врачей других специальностей, в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка.

      Алексей Корочкин:

      — Двигательная реабилитация — непрерывный процесс, который продолжается до тех пор, пока есть показания. Разумеется, сам ребенок, родители и другие близкие должны принимать в этом активное участие. Начинать реабилитацию нужно как можно раньше под контролем специалистов реабилитационного центра. И даже после длительного, иногда психологически и физически изнуряющего лечения, нужно обязательно найти силы обратиться к врачам и помочь ребенку восстановиться и адаптироваться к изменениям.

      Источники:

      logo
      Статью проверил:Алексей Корочкин, врач-педиатр, реабилитолог, врач-эксперт по двигательной активности в проекте Минздравсоцразвития РФ «Здоровая Россия», н.в. врач ЛФК в перинатальном центре ММКЦ Коммунарка, создатель системы тренировок для оптимизации моторики у детей и взрослых

      Куда обратиться за помощью?

      Рекомендуем к прочтению статьи