logo
      logomenu
      logo18 апреля 2025logologo7

      Психологическая реабилитация после перенесенной опухоли мозга

      logo
      проверена редакционным советом портала Oncobrain.ru
      logo
      проверена редакционным советом портала Oncobrain.ru

      flat-world-cancer-day-background_23-2149265883.jpg

      Когда пациенту ставят диагноз «опухоль мозга», ему предстоит пройти через непростой путь лечения и реабилитации. Каждый шаг связан сильными эмоциональными переживаниями: страхом, тревогой, злостью, виной, безысходностью. Чтобы помочь пациенту справиться с эмоциональными трудностями, выработать модель поведения и адаптироваться  к новой реальности, существует психологическая реабилитация.

      Психологическая реабилитация помогает человеку справляться с сильными эмоциями, пугающими мыслями, поведенческими трудностями и сложностями во взаимоотношениях с близкими.

      С какими жалобами можно обратиться к психологу:

      • чувство грусти, безнадежности, потеря интереса к жизни, снижение энергии;
      • постоянное беспокойство, чувство страха, панические атаки, трудности с засыпанием;
      • беспокойство о возвращении заболевания, страх рецидива;
      • трудности с контролем гнева, повышенная раздражительность;
      • чувство вины или стыда;
      • трудности с нахождением смысла и целей в жизни после перенесенного заболевания;
      • чувство изоляции и одиночества;
      • сниженная самооценка, чувство неполноценности;
      • появление ночных кошмаров и «флешбеков», или воспоминаний о перенесенной болезни;
      • сложности в интимной сфере.

      Если в процессе лечения опухоли мозга у пациента произошли изменения в личности, то специалист помогает ему лучше узнать и принять нового себя. Заново познакомиться с собой, восстановить целостность личности, опираясь на те стороны, которые, возможно, не изменились.

      Например, раньше человек мог смело браться за новые проекты на работе, а сейчас испытывает неуверенность и даже страх перед ними. Психолог поможет понять, что прежняя импульсивность сменилась более взвешенным и сосредоточенным подходом к работе. Вместо того, чтобы браться за всё и сразу, перегружать себя и рисковать некачественно выполнить задачу, пациент теперь тщательно планирует свою деятельность, выбирает приоритетные проекты и уделяет им больше внимания. В результате качество работы повышается, а уровень стресса снижается.

      Светлана Малышева, клинический психолог, онкопсихолог, автор проекта «ONCOlab: лаборатория профессиональных решений»:

      — Опора на ценности человека, обучение навыкам самонаблюдения и саморегуляции позволяет перестроить поведенческие паттерны, то есть привычные способы реагировать на ситуацию. Теперь найти баланс между рабочей нагрузкой и комфортным внутренним состоянием будет приоритетной задачей.

      Процесс психологической реабилитации индивидуален и зависит от многих факторов. Например, типа и распространенности опухоли в организме, результатов проведенного лечения, наличия сопутствующих заболеваний.

      На это также влияет личность пациента и его вовлеченность в процесс.

      Например, человек привык быть активным и позитивно смотреть на жизнь. Он воспримет реабилитацию как еще один этап лечения, который нужно пройти, чтобы вернуться к привычной жизни. Он будет задавать вопросы, выполнять рекомендации, искать дополнительные способы поддержать свое здоровье. В данном случае сама болезнь и необходимость реабилитации мотивирует пациента относиться к ситуации, как к вызову.

      В другом случае, если человек привык пессимистично смотреть на вещи, диагноз может вызвать у него ощущение острой беспомощности и сильной тревоги. Ему будет сложнее придерживаться рекомендаций специалистов, он может не проявлять интереса к реабилитации и даже замыкаться в себе. В таком случае ситуация воспринимается как угроза или поражение. Человек испытывает тревогу за будущее, беспомощность и безнадежность.

      Если в первом случае помощь психолога скорее всего не понадобиться, то во втором — работа с психологом необходима. Поэтому к разным пациентам специалисты подбирают индивидуальный подход.

      Начинается процесс реабилитации с беседы с пациентом и, при желании, его семьей. Сначала специалист разбирается в том, что беспокоит пациента, какие проблемы вызывают наибольший дискомфорт. Затем психолог оценивает эмоциональное состояние, наличие депрессии, тревоги, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), когнитивные нарушения и степень социальной адаптации. Для этого используют специальные тесты.

      Снимок экрана 2024-10-23 121433.png

      На основе проведенной оценки специалист разрабатывает индивидуальный план реабилитации, который будет учитывать особенности пациента, физические и психологические ресурсы.

      Психолог или психотерапевт применяют различные терапевтические методы, например, когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). При опухолях мозга КПТ помогает справиться с тревогой, депрессией, ПТСР и страхом рецидива. Ее цель — выявить и изменить негативные мыслительные привычки и реакции, связанные со стрессом, тревогой и депрессией. Эти состояния могут усилить и без того сложные эмоциональные переживания, которые связаны с диагнозом.

      Светлана Малышева:

      — Специалист КПТ в краткосрочной перспективе способен обучить навыкам распознавания мыслительных паттернов, эмоциональных реакций и поведенческих особенностей. Например, пациент, который прошел лечение, думает, что заболевание вернется, и закончится его гибелью. Специалист не будет пытаться убедить пациента, что он не умрет. Ведь прогнозы могут быть разными. Задача КПТ — помочь справиться со страхом смерти и сфокусироваться на конструктивных действиях.

      Как КПТ может переформулировать мысль о смерти:

      • «Да, опухоль мозга — серьезное заболевание, и существует риск летального исхода. Но у меня есть шанс справиться с болезнью. Я буду делать все возможное, чтобы бороться, следуя рекомендациям врачей». Здесь признается риск, но акцент смещается на активные действия. Пациент не избегает переживаний: от них никуда не деться и вполне понятно, почему они появляются.
      • «Я не знаю, сколько мне осталось. Вместо того, чтобы постоянно думать о смерти, я сосредоточусь на том, чтобы прожить каждый день максимально полно и сделать его значимым для себя и своих близких». Этот подход помогает переключиться с бесполезных размышлений о смерти на ценность настоящего момента. Пугающие мысли о смерти не отображают будущее на 100%, они никак не помогают его контролировать, но забирают много сил и лишают возможности сегодня делать то, что важно.

      Также применяют диалектико-поведенческую терапию (ДПТ), которая фокусируется на управлении эмоциями, а также улучшении межличностных отношений. То есть ДПТ не «перепрограммирует» мысли напрямую, как КПТ. Вместо изменения негативной и деструктивной мысли на другую, ДПТ помогает пациенту научиться эффективно справляться с эмоциями, которые вызывает эта мысль. И продолжать жить, несмотря на ее присутствие.

      Светлана Малышева:

      — Мы учим удерживать баланс в эмоциях: позволяем им быть. Но помогаем не тонуть в них.

      Например, ДПТ помогает пациенту открыто говорить о своих чувствах и потребностях с близкими. Это укрепляет отношения и эмоциональную связь с родными. Также ДПТ учит осознанности, помогает пациенту сфокусироваться на настоящем моменте, не застревая в тревожных мыслях о будущем. Это позволяет ценить каждый день и находить радость в простых вещах.

      Специалист регулярно оценивает эффективность лечения и вносит корректировки в план реабилитации по мере необходимости. Между сеансами пациенту могут давать домашние задания, например, практиковать дома техники релаксации.

      Продолжительность реабилитации зависит от индивидуальных потребностей. И длится от нескольких недель до нескольких месяцев или даже лет.

      Многим пациентам психологическая реабилитация действительно помогает справиться с длительным стрессом на фоне лечения. Они тратят много сил и энергии. Иногда этих ресурсов не хватает на восстановление, и тогда помощь специалиста может стать настоящим спасением.

      Светлана Малышева:

      — Мировая практика лечения онкологических заболеваний признает необходимость психология реабилитации с момента, как пациент узнал о своем диагнозе. Так мы можем предвосхитить негативные последствия болезни, сохранить привычный уровень социализации пациента и семьи в целом.

      Во многих крупных онкологических центрах и больницах есть отделения психологической поддержки. Иногда организация сотрудничает с психологами и психиатрами, которые специализируются именно на работе с пациентами с онкологическими заболеваниями.

      Также психологическую помощь можно получить психоневрологическом диспансере по месту жительства. Для этого необходимо обратиться туда самостоятельно или с направлением от лечащего врача.

      Еще можно записаться на консультацию к частному психологу или психотерапевту, которые помогают пациентам с опухолями мозга. Чтобы найти такого специалиста, поговорите с  лечащим врачом и другими пациентами. Информацию можно также поискать в интернете. Однако в этом случае важно внимательно изучить образование и опыт эксперта, а также ознакомиться с отзывами о его работе, чтобы убедиться в качестве услуг.

      Некоторые реабилитационные центры предлагают комплексную реабилитацию, которая включает психологическую поддержку наряду с физической и когнитивной терапией.

      Существуют онлайн-платформы и приложения, которые предлагают психологическую поддержку. Однако это скорее дополнение к основной терапии. Самостоятельной работы будет недостаточно, чтобы справится с тревожностью, депрессией или развить когнитивные навыки и адаптироваться к новому ритму жизни.

      Снимок экрана 2024-10-28 132922.png

      Близкие могут обратиться к психологу, если испытывают трудности, связанные с болезнью близкого человека. Они могут столкнуться со стрессом, чувством вины, беспокойством о будущем и проблемами в общении с пациентом. В таких ситуациях помогает семейная психотерапия.

      Светлана Малышева:

      — Когда болеет близкий, родственникам крайне важно заботиться о себе. Длительная болезнь приводит к эмоциональному истощению. Баланс личной жизни и заботы о близком — залог эффективной и долговременной помощи болеющему. Часто именно родственники нуждаются в психологической реабилитации больше, чем сам пациент. Помните, что помогающему тоже иногда нужна помощь.

      Источники:

      Фото: storyset.com, ru.freepik.com

      logo
      Статью проверила:Светлана Малышева, клинический психолог, онкопсихолог, чЧлен международного психо-онкологического сообщества ( International Psycho-Oncology Society, IPOS, Canada), член Большого совета Ассоциации онкопсихологов северо-западного региона РФ, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, автор проекта «ONCOlab: лаборатория профессиональных решений»

      Куда обратиться за помощью?

      Рекомендуем к прочтению статьи