logo
      logomenu
      logo16 апреля 2025logologo10

      Сказкотерапия во время лечения опухоли мозга у детей

      logo
      проверена редакционным советом портала Oncobrain.ru
      logo
      проверена редакционным советом портала Oncobrain.ru

      Сказкотерапия во время лечения опухоли мозга у детей

      Сказкотерапия — это особой метод в психологии. Его суть заключается в проживании конфликта с помощью сказочных героев, которые сталкиваются с разными проблемами. Ребенок, слушая сказку, представляет себя на месте этих персонажей и учится справляться с похожими ситуациями.

      Дети с опухолью мозга проходят долгое лечение. Им делают операции, проводят лучевую и химиотерапию. Ребенок долгое время находится в больнице, из-за чего у него появляется так называемая травма госпитализации — это сенсорная, социальная и эмоциональная депривация.

      Когда ребенок находится в стационаре, врачи сталкиваются с рядом проблем, например:

      • с отказом ребенка принимать пищу;
      • болевым синдромом, для которого не всегда есть реальная физиологическая причина;
      • чрезмерной сензитивностью;
      • капризностью, которая иногда наблюдается на фоне приема гормональных препаратов.

      Всё это создает трудности для ухаживающего и самого ребенка. У психолога в запасе есть ряд методов, которые могут помочь в такой ситуации. Специалисты используют техники визуализации, когнитивно-поведенческой терапии, арт-терапию. Каждый из этих методов по-своему хорош.

      Но по наблюдениям клинического психолога Анастасии Поповой, глубина воздействия сказкотерапии, одна из самых пронзающих сознание. Хотя этот метод кажется простым: психолог просто приходит к ребенку и рассказывает ему сказку.

      Анастасия Попова, педагог-психолог отделения медицинской реабилитации НИИ ДОГиТ им. Р. М. Горбачевой:

      — Сказкотерапия основана на работе метафоры. В нее зашиты те культурные образы, которые мы знаем буквально с рождения. Как только герой попадает в темный дремучий лес, и психолог рассказывает это загадочным и глубоким голосом, мы невольно окунаемся в определенное состояние и проживаем его.

      Поэтому сказкотерапия помогает в работе с такими бытовыми проблемами, как, например, отказ от еды или соблюдения усиленных мер гигиены в больнице, связанных с лечением. Она работает на уровне глубинного бессознательного.

      Важно понимать, что именно у детей с опухолью головного мозга начинается быстрая истощаемость, часто бывает снижен когнитивный уровень. А сказка подходит в таких случаях лучше многих упражнений из когнитивно-поведенческой терапии.

      Еще одно преимущество сказки — она универсальна. Когда психолог строит свою сказку на терапевтической метафоре, ее можно рассказывать как совсем маленькому ребенку, так и взрослому человеку. Только герои будут другие: не лисята и зайчата. А сама история будет обрываться на катарсическом моменте, предоставляя пациенту возможность самостоятельно принять решение, к которому его толкает эта метафора.

      Сказкотерапия во время лечения опухоли мозга у детей

      Для детей с опухолями головного мозга они проходят определенным способом. Из-за быстрой истощаемости и сниженного когнитивного фона психолог не может позволить себе просто взять сборник терапевтических сказок, прийти к ребенку в палату и начать их читать. Это будет малоэффективно.

      Если специалист действительно хочет, чтобы сказкотерапия стала тем инструментом, который принесет ощутимый результат, он должен приложить определенные усилия.

      Анастасия Попова:

      — Работа начинается со сбора анамнеза. Мы узнаем, откуда ребенок, из какой семьи, какое у них материальное положение, сколько братьев и сестер. Это нужно для создания индивидуальной терапевтической сказки. То есть мы рассказываем неповторимую историю. Главный эффект, которого мы достигаем благодаря этому, — сцепление адресанта (ребенка) с героем сказки. Он должен себя узнать в нем.

      Для этого у героя сказки должно быть схожее имя, но не такое же, как у ребенка. Если мы пишем сказку для Маши, то главную героиню могут звать Марни. Должен быть схожий возраст, такой же состав семьи и социальное окружение. Не надо ребенка, который живет в трехкомнатной квартире в центре Москвы, отправлять в деревню. Он не узнает в этом себя. И главное — у героя должна быть схожая проблема.

      Дальше сказка строится по определенному сценарию. Решение конфликта должно быть всегда позитивным и история будет решать только одну конкретную задачу. То есть психолог не добавляет в сказку проблемы с питанием и общением с мамой. А выбирает что-то одно.

      Психологи стараются создать такую атмосферу, где включится бессознательное. Чтобы идея, которая заложена в сказке и терапевтической метафоре, подействовала как можно глубже.

      Анастасия Попова:

      — Я могу, например, полностью закрыть шторы в палате. То есть я меняю свет, приношу, как правило, какие-то светильники, проекторы. Нахожу для сказки музыкальное оформление. А сказку рассказываю глубоким и обволакивающим тоном, чтобы она действовала на самое глубинное.

      Как правило, сами пациенты или родители всегда просят «подарить» им сказку. Для этого психологи записывают сеанс на диктофон, чтобы дети могли прослушать историю еще раз.

      Анастасия Попова считает, что метод полезен для пациентов разного возраста. Но его потенциал пока до конца не раскрыт.

      Анастасия Попова:

      — Я надеюсь, что мы с коллегами будем работать в этом направлении с детьми и взрослыми. Наша цель — выпустить сборник сказок для пациентов с онкологическими заболеваниями. А еще мне хочется верить, что на сказкотерапию обратят внимание ученые и помогут нам исследовать эту методику более активно.


      logo
      Статью проверила:Анастасия Попова, педагог-психолог отделения медицинской реабилитации НИИ ДОГиТ им. Р. М. Горбачевой

      Куда обратиться за помощью?

      Рекомендуем к прочтению статьи